Роль сказки в жизни ребёнка

Сказка — это, своего рода, зернышко, из которого прорастает эмоциональное восприятие ребенком жизненных явлений.

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем — с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем  что это развернутая деятельность  которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем  Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие  когда ребенок становится на позицию героя произведения  пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов  исследуя природу художественного восприятия ребенка  указывал  что сопереживание  мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Сопереживание сходно с ролью  которую берет на себя ребенок в игре Д. Б Эльконин подчеркивал  что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения  в ней намечается трасса тех действий  которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе. Там  где этой трассы нет  ребенок перестает понимать ее  как например  в некоторых сказках Г X. Андерсена  где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда  когда они могут опираться на изображение  а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками  и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме  но в том виде и в той последовательности» в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик  детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу «Польза и значение волшебной сказки»  где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет  почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б. Бетельхейм работал с детьми  имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал  что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл  ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то  что он сделает значительный вклад в окружающий мир  если не сейчас  то  по крайней мере  в будущем. Чувство удовлетворенности тем  что ребенок делает  очень важно для него. Чтобы обрести это чувство  нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка  чем тот импульс  который дают ему родители  знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький  это культурное наследие  по мнению Б. Бетельхейма  может быть представлено в литературе.

Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос  каким должно быть литературное произведение  способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу  что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка  возбудить его любознательность  обогатить жизнь  стимулировать его воображение  развивать интеллект  помочь понять самого себя  свои желания и эмоции. Словом  это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному  такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма  всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она?

Сказка – это, безусловно, произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм,  роль сказки различна для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как всякий вид искусства  сказка становится, своего рода, психотерапией  потому что каждый ребёнок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие  либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка  для разграничения добра и зла  для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма  это происходит не потому  что ребенок хороший по своей природе  а потому  что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом,  полагает Б. Бетельхейм  сказка прививает добро  формирует навыки эмпатии,  а не просто поддерживает его в ребенке.

Прекрасная коллекция сказок представлена на сайте Skazko.ru - здесь есть всё: от русских народных сказок до современных мировых бестселлеров детской литературной индустрии.